Как технические хирургические приемы могут продлить или спасти человеку жизнь: УДАЛЕНИЕ ГИГАНТСКОГО МЕТАТСТАЗА САРКОМЫ МАТКИ В ГОЛОВКУ ПОДЖЕЛУДОЧНОЙ ЖЕЛЕЗЫ R0-ПАНКРЕАТОДУОДЕНАЛЬНОЙ РЕЗЕКЦИЕЙ С РЕЗЕКЦИЕЙ ВОРОТНОЙ ВЕНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ВРЕМЕННОГО МЕЗЕНТЕРИКО-ПОРТАЛЬНОГО ШУНТА, РЕЗЕКЦИЯ S1 И S6 СЕГМЕНТОВ ПЕЧЕНИ.
REMOVAL OF THE GIGANTIC METASTASIS OF THE UTERINE SARCOMA TO PANCREATIC HEAD BY R0-WHIPPLE PROCEDURE AND SUPERIOR MESENTERIC VEIN RESECTION WITH THE USE OF TEMPORARY MESENTERICO-PORTAL SHUNT, RESETION OF S1 AND S6 LIVER SEGMENTS. ECOG 1 before and after surgery. Discharged on POD 7.
Месяц назад мы выписали пациентку после вышеуказанной операции. История ее непростая. В конце 2021 года по поводу эндометриальной стромальной саркомы матки, G3, cТ3aNxM0, ей была выполнена ампутация матки с придатками, резекция большого сальника. Спустя 3 месяца обнаружен рецидив опухоли малого таза с признаками инвазии в мочевой пузырь и стенку прямой кишки, метастазы в запирательные и подвздошные лимфоузлы и в кости таза. Получила 3 курса химиотерапии, по поводу рецидивирующих кровотечений была выполнена химиоэмболизация артерий матки, но в феврале 2022 г. обнаружено увеличение опухолевого конгломерата в малом тазу, появление метастазов и патологических переломов тел L1 и L3 позвонков, появление очага в левой доле печени, увеличение очагов в правой доле. Потребовались сначала стентирование мочеточников, а затем удаление стентов и повторная химиоэмболизация артерий матки в связи с кровотечениями, вертебропластика тел L1, L3 позвонков по поводу патологических переломов. На этом фоне отмечено увеличение опухолевого конгломерата в малом тазу и метастатического узла в головке поджелудочной железы. В декабре 2022 г. удален рецидив опухоли в малом тазу, выполнена резекция илеоцекального перехода с илеоасцендоанастомозом, сформирована
сигмостома. В 2023 г. по поводу желтухи был установлен стент общих желчного и печеночного протоков. Мутационный анализ обнаружил микросателлитную нестабильность, и пациентка начала получать комбинированную таргетную и иммунотерапию (Пембролизумаб и Ленватиниб), которая привела к исчезновению метастазов в костях и печени, но на этом фоне интенсифицировался рост метастаза в головке поджелудочной железы. К концу августа 2023 года он достиг 12-13 см в наибольшем измерении, будучи единственным проявлением опухоли. В связи с интенсивными болями получала наркотическую аналгезию. В связи с тем, что опухоли состоят из клонов различных клеток, одни из них более чувствительны к лекарственному лечению, а другие менее. Так вышло и с нашей пациенткой: все метастазы исчезли, а один, наоборот, начал быстро расти. Расположение его было исключительно неудачным – между воротной (спереди) и нижней полой венами (сзади) и печенью сверху. Сильные боли не давали нормально жить, а огромные размеры метастаза практически исключали эффективное лекарственное лечение, лишая пациента шансов на продление жизни, По этим причинам, консилиум принял решение о радикальном удалении опухоли, что и было сделано.
Технически задача была непростая: обе крупные вены натянулись и вдавились в опухоль, вследствие ее быстрого роста, верхним полюсом она вросла в печень, и всё это сделало ее неподвижной. Для того, чтобы получить шанс мобилизовать ее, мы использовали временный мезентерико-портальный шунт, резецировали фрагменты воротной и селезеночной вен, вовлеченных в опухоль, и через 8 часов удалили ее с головкой поджелудочной железы, 12-перстной кишкой, наружными желчными путями и частями двух сегментов печени. Неосложненный послеоперационный период, выписка на 7 день. Полагаем, что теперь, лекарственное лечение вновь станет эффективным и вскоре возобновится.
Лучевая диагностика: Попов П.А., Демченкова А.Ю. (сложные, трудоемкие, но точные КТА), Малахова Д.А., Амяга А.В., Харечко С.Г. (роскошные видео КТ), Кондратьев Е.В.