Три недели назад, по инициативе академика РАН, генерального директора ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России Андрея Дмитриевича Каприна, мы с коллегами из МНИОИ им. П.А.Герцена оперировали пациента с редкой формой хронического панкреатита, который развивается в дополнительной ткани поджелудочной железы, эктопированной (необычно расположенной) в стенку 12-перстной кишки. Не редко, это заболевание осложняется развитием желтухи и озлокачествлением эктопической ткани ПЖ. В случае пациента болезнь проявлялась болевым синдромом и постоянной рвотой на фоне сужения 12-перстной кишки. За 2 месяца он похудел на 15 кг и продолжал стремительно худеть, поскольку сохранялась непроходимость 12-перстной кишки. При таком заболевании стандартной операцией является панкреатодуоденальная резекция (ПДР), при которой удаляется не только 12-перстная кишка, но и половина поджелудочной железы (ПЖ), а иногда и часть желудка. Однако на начальных стадиях болезни возможно выполнение панкреассохраняющей операции, которую мы предложили в 2009 году, — резекции 12-перстной кишки с реимплантацией панкреатического и общего желчного протоков в новую 12-перстную кишку (неодуоденум). При таком хирургическом вмешательстве риск развития диабета и ферментной недостаточности ПЖ сводится практически к нулю, так как орган полностью сохраняется. В случае же ПДР риск развития диабета и экзокринной недостаточности через 10 лет достигает 35-40%. Мы давно сотрудничаем с абдоминальными хирургами МНИОИ им П.А. Герцена, и, поскольку панкреассохраняющие операции при такой патологии, а также при некоторых опухолях 12-типерстной кишки, выполняются только в Ильинской больнице, Андрей Дмитриевич предложил выполнить ее совместно с коллегами института. Операция, выполненная мультидисциплинарной командой двух медицинских учреждений прошла успешно и на 10-е сутки пациент был выписан домой.
На фото видно, что одежда нашему пациенту пока великовата, но теперь у него есть все шансы стать абсолютно здоровым человеком.
На КТ и эндоУЗИ хорошо видно, что просвет 12-перстной кишки значимо сужен за счет утолщения ее стенки до 20-22 мм (т.е. в 10 раз), которая содержит кистозные полости.В то же время поджелудочная железа абсолютно интактна. ПДР в данном случае является избыточны методом лечения, т.к. при этой операции удаляется неизмененная головка ПЖ (а это 50% железы). Это наша 38-ая панкреассохраняющая резекция 12-перстной кишки и 16-ая по поводу данного заболевания. Надеемся и уверены, что коллеги из Института Герцена будут шире использовать теперь уже наш совместный опыт.
Проблемный момент вмешательства –сложность, необхдимость прецизионной техники и специальных приемов, выполняемых под большим увеличением. Именно сложность обычно приводит к тому, что хирурги при подобных заболеваниях рекомендуют ПДР. Достоинством же панкреассохраняющих резекций 12-перстной кишки, полностью оправдывающим сложность, является полное сохранение поджелудочной железы, что делает больных совершенно здоровыми. В этом легко убедиться, посмотрев интервью с нашими бывшими пациентами.
https://www.youtube.com/watch?v=UFumBrvDA-Q&t=27s
https://www.youtube.com/watch?v=pmBnli4dkiU&t=2s
https://www.youtube.com/watch?v=mc2M48c9okg&t=341s
https://www.youtube.com/watch?v=4LTCEHZhB1o&t=4s
http://doctor-egorov.ru/?p=2410
Мы всячески пропагандируем эти вмешательства, проводим мастер-классы, выступаем с докладами, но, видимо, сложность операции не позволяет ей распространиться на другие, даже специализированные отделения нашей страны. В то же время, за рубежом такие операции стали основными при семейном аденоматозном полипозе (#FAP) 12-перстной кишки и некоторых других ее заболеваниях. Хотя при FAP их делать относительно проще, но у нас в стране при этом заболевании пока не сделано ни одной такой операции. Мы счастливы, что Институт Герцена будет иметь такие вмешательства в своем арсенале.
Спасибо академику Каприну А.Д., Дмитрию Сидорову и его команде и Леониду Петрову за помощь. Надеемся на дальнейшую совместную работу.
Спасибо нашим экспертам Попову П.А., Кондратьеву Е.В., Солодининой Е.Н., Выборному М.И., Амяге А.В., Амосовой Е.Л., Рыковой С.Ю., Чабану А.С. за точную диагностику болезни и ее стадии, поскольку от этого зависит возможность выполнения органосохраняющей операции.