Врачи констатируют: нестабильная погода — жара вперемежку с ливнями — осложняет хронические болезни, увеличивает число инсультов. Так, в отделение нейрореанимации и интенсивной терапии московской клинической больницы N 14 пациентов с инсультами поступает сейчас больше на 20-30 процентов. Почему? Рассказывает заведующий отделением кандидат медицинских наук Икрам Тагиров.
Вячеслав Егоров: В жару послеоперационный период протекает тяжелее. Тут очень уместна помощь близких пациентов. Фото:Олеся Курпяева
Наши сосуды не выдерживают летние катаклизмы?
Икрам Тагиров: К счастью, далеко не у всех. В летнее время многие, особенно люди пожилые, отправляются на свои дачные участки. Якобы отдыхать. Но отдых специфичный: почти все время отдано выращиванию овощей, зелени, фруктов. С одной стороны, это прекрасно. Но с другой, опасно: нет меры этого труда, нет элементарного соблюдения правил гигиены. Целый день под солнцем без головного убора. О прописанных врачом, постоянно принимаемых лекарствах нередко начисто забыто. А главное, у многих нет привычки пить воду. И жара мстит. Большая потеря жидкости приводит к обезвоживанию, к сгущению крови, а это чревато образованием тромбов. Не просто нарушается мозговое кровообращение, а вполне возможен инсульт со всеми вытекающими последствиями.
Икрам Тагиров: Уж если мы умеем пользоваться айфонами, то просто грех не уметь контролировать свое давление. Фото:Олеся Курпяева
Ваша больница работает на скорую помощь, то есть круглые сутки поступают тяжелейшие больные.
Икрам Тагиров: В отделении каждый год лечится почти 1200 человек. Так вот среди них 70% составляют те, у кого инсульт. И больше всего пострадавших от этого недуга, как мы уже сказали, именно в летнюю пору.
Инсульты — беда общемировая: 5,5-6,5 миллиона человек страдают от него каждый год. Каждый год он уносит 4,5 миллиона жизней. В России он настигает в год 450 тысяч. 33% спасти не удается…
Икрам Тагиров: Это статистика, которая во многом предопределена нашим отношением к собственному здоровью. У вас гипертония, вам предписаны препараты, которые уберегают от тяжелых осложнений. И нельзя забывать об этом, надо их принимать. Нельзя допускать обезвоживания организма, надо пить воду. Если обычно выпиваете 2-2,5 литра воды в день, то надо прибавить хотя бы один стакан воды. Это же так просто! И так важно. Важно особенно для тех, кто страдает гипертонией, мерцательной аритмией, да любыми сердечно-сосудистыми болезнями, сахарным диабетом.
Кстати, почему-то считается, что опасно только высокое артериальное давление. А вот гипотония, когда давление ниже 100 миллиметров ртутного столба, можно не волноваться. И совершенно напрасно. Человека мучает не только постоянная сонливость, чувство усталости. Гипотония серьезно осложняет здоровье.
Что посоветовать? Полноценный сон, крепкий зеленый чай, кофе, три раза в день настойка женьшеня по 20-30 капель. Если нет противопоказаний, поможет контрастный душ. И еще хочу сказать. В наше время компьютеров, Интернета настоятельно рекомендую: в каждой семье должен быть аппарат для измерения кровяного давления. И уж если мы умеем пользоваться айфонами, то просто грех не уметь контролировать свое кровяное давление.
К нашей беседе с доктором Тагировым присоединился заместитель главного врача больницы профессор Вячеслав Егоров. Он только что вышел из операционной — восемь часов понадобилось для спасения тяжелейшего онкологического пациента. И с Вячеславом Ивановичем говорим о жаре.
Нередко советуют не проводить плановые операции в жаркое время года…
Вячеслав Егоров: Это ни в коем случае не относится к операциям по поводу онкологических заболеваний. Их откладывать опасно. Конечно, в жару послеоперационный период протекает тяжелее. К сожалению, среди онкологических пациентов много тех, у кого есть сопутствующие болезни сердца, сосудов, сахарный диабет. После операций сложно соблюдать правила личной гигиены. А тут еще жара. Вырастает нагрузка на средний и младший медицинский персонал. И очень уместна тактичная помощь близких пациента.
Опубликовано в РГ (Федеральный выпуск) N6127 от 12 июля 2013 г.